Разные подходы к обеспечению независимого мониторинга финансирования политических партий и избирательных кампаний

Существует огромное количество акторов, что уполномоченные проводить мониторинг финансирования политических партий и избирательных кампаний, и в каждом случае это зависит от практики, которая внедрена в стране. Так, это могут быть государственные органы власти, парламент, судебная ветка власти и международные и неправительственные организации.

В странах с преимущественно государственным финансированием политических партий и выборов за функцию мониторинга отвечает Министерство финансов, Министерство внутренних дел или подобное министерство. В этих случаях мониторинг обычно концентрируется на отчетности относительно расходов государственных средств и не имеет полной независимости от правительства. Органы аудита и налоговой службы по большей части осуществляют свою работу объективно и автономно и имеют опыт мониторинга выполнения в соответствии с законодательными предписаниями. Часто при таком подходе мониторинговые органы зависят от министра, который может быть назначен на должность партией власти и чувствовать к ней определенную лояльность. При таких условиях мониторинговый механизм не является полностью независимым и эффективным.

Некоторые государства обратились к практике возложения наблюдательной функции на парламент. Избирательное законодательство может требовать, среди другого, представление обзора состояния избирательных счетов в парламенте. Законодатели, призванные представлять волю избирателей, будут владеть высшей степенью независимости сравнительно с государственными органами. Хотя, с другой стороны, парламентарии находятся в конфликте интересов сами к себе, осуществляя такой мониторинг. Соответственно, можно сказать, что у них нет мотивации для проведения мониторинга, даже у представителей оппозиционных партий.

Мировой практикой является признание судов важной частью независимого мониторинга политического финансирования. Суд может рассмотреть вопрос партийного и избирательного финансирования и оценить его соответствие избирательному законодательству. Эффективно функционирующая судебная система гарантирует справедливое и ровное соблюдение закона. Для удовлетворения этих целей используют суд аудиторов или электоральный суд. В системе общей судебной юрисдикции некоторых стран, где отсутствуют специальные судебные инстанции для рассмотрения исков относительно финансирования партий во время избирательных кампаний, рассмотрение таких исков может быть растянутым во времени и усложненным через большую судебную нагрузку. В противовес этому суды аудиторов в некоторых странах наделены полномочиями проводить расследование, имеют ресурсы и специализацию, потенциал эффективно контролировать политическое финансирование.

В последние годы много стран — членов GRECO осуществили шаги относительно передачи контроля за финансированием партий и кандидатов во время выборов постоянному независимому органу. Самой распространенной формой является создание комиссии, которая перебирает на себя широкие функции руководства избирательным процессом, например регистрацию политических партий/ кандидатов, информирование избирателей, планирование и администрирование выборов. Независимость в этом случае достигается за счет работников, которые не являются членами партий, прямым финансированием из государственного бюджета, отсутствием связей с другими государственными органами или отчетности перед конкретным министром, высокой автономностью бюджета, часто с соблюдением требований высокой прозрачности и отчетности. Иногда функции мониторинга политического финансирования перебирают на себя антикоррупционные органы. Независимый мониторинг требует избежания политического влияния. Зато органы относительно противодействия коррупции могут быть чувствительными к изменениям политического курса в случае ротации правительств. Дополнительное законодательное требование к политическим партиям, чтобы их счета проверялись независимыми аудиторами, является также ценным компонентом наблюдательной системы для укрепления финансовой дисциплины и уменьшение возможностей для коррупции.

Стоит заметить, что не все государства двигаются путем отмеченных выше подходов. Некоторые подчиняются собственным культурным и историческим традициям, у них принято считать, что политические партии являются частными учреждениями, отмежеванными от государства и контроля, и что лица имеют фундаментальное право на нераспространение собственных политических склонностей, включая частность взносов. Такое часто встречается в странах с давними традициями прозрачности и подотчетности в государственном управлении, но без четкой регуляторной системы относительно политических партий и кандидатов на выборах.

Поделиться:

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Уведомление
avatar
wpDiscuz

Euro

  • France
  • Germany
  • Italia
  • England
  • Ireland

Sport

  • Foot Ball
  • Tennis
  • X Game
  • Worlcup
  • Racing

Useful Links

  • About us
  • Services
  • Blog
  • Price
  • Contact us