Специфика банков по сравнению с промышленными компаниями

Реальность развития финансовых рынков свидетельствует об определенном парадоксе. Он заключается в том, что, с одной стороны, банковские регуляторы расширяют полномочия банков, легализуя те изменения, которые были вызваны основными тенденциями развития финансовых рынков, а с другой — вынужденные защищать привилегии банков как представителей специфического бизнеса. Поэтому на вопрос «продолжают ли банки оставаться особенными?» можно ответить утвердительно.

Особенность банковских институтов удобно рассматривать по сравнению с промышленными компаниями. Специфика банков заключается в особенностях характера банковской деятельности, какие видны в таком:

Во-первых, в отличие от многих других видов бизнеса, банковский продукт является полностью дематериализированным, тогда как индустриальные компании выпускают конкретные физические товары. Такая ситуация иногда приводит к тому, что клиенты банков не могут осознать нематериальные продукты как таковые, за которые нужно платить.

Во-вторых, активам, которыми оперируют банки, присущая относительно высокая ликвидность, которая также отличает их от других предпринимательских структур. Если рассмотреть сравнительную структуру балансов банка и небанковской фирмы, нетрудно заметить, что материальные активы не играют существенную роль в структуре активов, представляя 1 % совокупного актива, тогда как в индустриальных компаниях основными статьями активов являются недвижимость и оборудование (25 % совокупных активов), материальные запасы (23 % совокупных активов), дебиторская задолженность (33 % совокупных активов). Отсюда делаем вывод, что, в отличие от индустриальных компаний, которые вкладывают ресурсы в машины, оборудование и тому подобное, банки размещают средства в основном в нематериальные активы, в частности в бренд и человеческий капитал. В итоге амортизационные отчисления не играют серьезную роль в деятельности банка, что определяет специфику оценки стоимости банковских фирм.

В-третьих, в структуре финансирования банков превалирует долг, другими словами, банки по большей части оперируют чужими средствами. Так, удельный вес собственных средств в пассивах банка представляет в среднем 9 %, тогда как в нефинансовых компаниях — приблизительно 40 %. Можно сказать, что банки приходят в бизнес не с деньгами, а с информацией. Эта информация позволяет превращать активы клиентов в другие формы, которые банку удобные и необходимые.

Такая структура банковских ресурсов предопределена высокой ликвидностью активов, которые нуждаются в меньшей части собственных средств. Стоит отметить, что большая доля долга в банковских пассивах принадлежит к депозитам, которые являются не столько инструментом финансирования, сколько источником оперативной деятельности банка, обеспечивая создание стоимости (это приводит к тому, что в банковском бизнесе понятие «капитал» употребляется в узком понимании, включая лишь собственные средства банка). Поэтому четвертым в нашем перечне отличием банков от небанковских фирм, которые создают стоимость с помощью активных операций, является то, что стоимость банка может создаваться как на стороне активов, так и на стороне пассивов его баланса.

В-пятых, в современных условиях значительная часть доходов банка генерируется в виде поступлений от внебалансовых операций.

В-шестых, подобный характер деятельности банков связан со значительными рисками, размер которых несопоставим с рисками нефинансовых компаний.

В-седьмых, в банковском бизнесе сравнительно с другими видами предпринимательской деятельности особенно остро появляется агентская проблема, учитывая то, что банковская деятельность непосредственно касается такой важной группы интересов, как вкладчики. Если традиционно третьей стороной конфликта «владельцы — менеджмент» выступают кредиторы фирмы, то в банковском бизнесе интересы вкладчиков стоят значительно выше интересов кредиторов, что оказывается хотя бы в том, что для их защиты функционирует специальное институционное звено.

В-восьмых, зависимость банковского бизнеса от концепции государственной политики. По мнению Г. Дьюфи, с 90-х годов прошлого века изменился ключевой фактор банковской конкурентоспособности. Так, традиционно конкурентными преимуществами банков на финансовом рынке были функции привлечения депозитов на предоставление кредитов. В результате изменений, в частности распространения процессов дерегуляции, особенная роль банков стала базироваться не на их возможности предоставлять кредиты, а на их обязательствах по кредитованию, другими словами, на предоставлении клиентам ликвидности. Однако такая политика предусматривает доступ банков к резервам ликвидности в центральном банке. Потому, как справедливо заключает Дьюфи, конкурентоспособность банков полностью зависит от дискреционного решения власти относительно относительно исключительного, прямого доступа к ликвидности центрального банка.

Следовательно, банки и в дальнейшем хранят ряд особенных характеристик, которые очерчивают их особенное место среди других субъектов предпринимательской деятельности, а также обусловливают особенности в управлении стоимостью банковской фирмы.

Поделиться:

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Уведомление
avatar
wpDiscuz

Euro

  • France
  • Germany
  • Italia
  • England
  • Ireland

Sport

  • Foot Ball
  • Tennis
  • X Game
  • Worlcup
  • Racing

Useful Links

  • About us
  • Services
  • Blog
  • Price
  • Contact us